(Материал взят из "Энциклопедии для детей. религии мира")

Кипчаки раньше назывались«геты» (это имя им дали германцы и норманны).
Воины царя Аттилы к середине V B. завоевали почти всю Европу не только потому, что они владели более совершенным оружием или применяли неведомую тактику боя. Главная сила пришедшего с востока народа заключалась в его высоком духе, опиравшемся на развитую религию.
КУЛЬТ ТЕНГРИ.

Тюрки-кипчаки пришли в языческую Европу под знаменами с крестом.
Крест был символом Тенгри-хана — верховного, а возможно, и единственного бога их древней религии. (Слово «хоругвь» происходит от тюркского «хо-руг» — «стяг», «знамя» — и переводится как «защита», «покровительство».)
На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Здесь и рисунки с изображенной чашей, очень похожей на потир, используемый для Причастия.Элементы этой религии ничем не похожи на языческие обряды, используемые в те времена.
По мнению исследователей, задолго до новой эры тогда на Алтае и в Южной Сибири поклонялись Человеку -солнцу — Тенгри-хану. историки отмечают, что культ Тенгри сложился у Кипчаков не позднее V—III вв. до н. э.
Образ Тенгри знаком всем народам Центральной Азии, он относится к числу древнейших мифологическихлогических образов Востока. Тенгри — не только небесный хозяин, но и само небо; оно же является местом его постоянного обитания.
Кипчаки называли его Тенгери, буряты –Тэнгэри, монголы — Тэнгер, чуваши-Тура;но несмотря на различие в произношении, речь всегда идёт мужском божествен: Боге-Отце.
Тенгри-хан мыслился как божество поистине космических масштабов. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства Он творец мира, его конец и начало.
А вот рассказ о казаке-тюрке, сохранившем отголоски древней тенгрианской религии

ТЕНГРИАНСКИЙ ОБРЯД
Автору этих строк довелось однажды беседовать с человеком, относившим себя к немногочисленной секте «дырников». Было это в одной из казачьих станиц на Урале. В старину таких людей, поселившихся на реке Яик (Урал), называли яицкими казаками. Мой знакомый оказался весьма замкнутым, неразговорчивым человеком, тем более не расположенным к беседам с чужаками.
Яицкое казачество всегда отличалось редкостным консерватизмом. Почти иеликом оно состояло из старообрядцев, бежавших сюда из России в 1666 г. после раскола Православной церкви. Долгое время они вынуждены были таиться, опасаясь преследований.
Но вместе с православными старообрядцами были и другие. Они тоже крестились двумя перстами, но не на иконы, а на восток, в открытое небо, тоже обращали молитвы к Богу-Отцу, но называли его совсем другим именем. «Дырниками» их прозвали потому, что в избе им полагалось с восточной стороны делать форточки («дырки»), чтобы в ненастную погоду можно было молиться дома, но обязательно глядя на небо. В хорошую же погоду они молились во дворе, в укромном месте.
Тенгрианство и христианство всегда прекрасно уживались друг с другом в Степи. Когда же на Руси началось церковное деление — раскол, — то всё смешалось, перепуталось, многое забылось; старое уже не почиталось как прежде, к тому же за прежнюю веру наказывали. Вот сохранившееся свидетельство дьякона Фёдора Иванова, записанное на суде во второй половине XVII в.: «Многие поселяне, и попы, и дьяконы, живучи по сёлам своим, поклоняются Богу-солнцу, где с ними не случится образа иконы Христовой и креста Его». В 80-х гг. XVII в. старообрядца-«дырника» Василия Желтовского судили за то, что он не ходил в храм, говоря: «Бог наш на небеси, а на земле Бога нет», —и крестился, глядя на небо...
Мой уральский знакомый, когда показывал мне своего коня во дворе, показал и место, где он общается с Богом... «Тенгри» — слово, ему знакомое. «Тенгирим», — тихо поправил он меня. Молитвы к Тенгри, судя по всему, почти не отличаются от тех, которые в ходу у других старообрядцев.
— Всё у нас одинаковое. А в храм их ни я, ни мои деды никогда не ходили, Не велено нам, —сказал казак и, помолчав, добавил: —У нас свой Бог.
Больше он не говорил об этом. Неразговорчивый всё-таки народ эти старообрядцы. Три века не признавали их в России, вот они и не спешат рассказывать о себе. Таятся по-прежнему, привычно опасаясь репрессий.