Дорогие гости,наш форум,переехал по новому адресу: ВОЛЬНЫЕ КАЗАЧКИ

Вольные Казачки

Объявление

Дорогие гости, мы переехали по новому адресу. Что бы перейти на новый форум,нажмите на ссылку: ВОЛЬНЫЕ КАЗАЧКИ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вольные Казачки » Славные,вольные казачки » Костюмы казачек


Костюмы казачек

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Костюм  молодой  замужней  уральской  казачки. Конец ХIII -ХIХ в.
[реклама вместо картинки]

Слева - праздничный  костюм  уральской  казачки.  ХIХ в.
[реклама вместо картинки]

Костюмы  оренбургских  казачек.  Сакмарский  р-он. ХIХ в.
[реклама вместо картинки]

[реклама вместо картинки]

Праздничная  одежда  донской  казачки  2-го  Донского  и  Донецкого  округов  Войска  Донского.
Не  позднее  1833г.
[реклама вместо картинки]

Казачья  свадьба.  Станица  Леушковская  Кубанской  области.
ХХ в.
[реклама вместо картинки]

Донская казачка  в  праздничном  наряде.  Начало ХХ в.
[реклама вместо картинки]

Казаки  поселка  Черняевского  Гленовского  станичного  округа  Уссурийского  казачьего  войска.  1916г.
[реклама вместо картинки]

http://forum.fstanitsa.ru/cgi-bin/yabb/ … 1166373347

2

Женский костюм
Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей...

Чем дальше в глубь веков,  тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в фабричного пошива городских костюмах наших бабушек это можно прочитать. В средневековье костюм был открытой книгой...

Казачий  женский  костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе   своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем До ну и на Кавказе - широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике - узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан - казакин  или  чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, <корабликами>... Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, <знуздалка>, или <замуздка>, - платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили <татарками>.

Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян - крепостных донского дворянства. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек (тюрк, мотылек), действительно напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки. Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки - оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую...

У   казаков   и   сейчас кружева   <заплетают   на судьбу>,  по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.

На смену старинному костюму пришла одежда, схожая с той, которую носили соседи казаков - русские, украинцы, жители Кавказа. Так, в костюме гребенской казачки неотъемлемой частью является башлык. Он приспособлен для повседневной жизни... Казачки в нем даже детей носили за спиной.

Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время церковной реформы Никона, на Дон и на Яик хлынул поток беженцев-старообрядцев. Они принесли старинный женский костюм из глубины  России. Сохраняя его по религиозным мотивам, до самого недавнего времени казачки-старообрядки  в   повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны покроя времен Ивана Грозного...

После превращения казачества в сословие, а еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл <запаска> - юбка из двух полотнищ ткани, которые <запахивались> (отсюда и название, а не от <запаса>)...

Может быть, потому, что мужчины-казаки были обязаны носить мундир и ничего, кроме него, строевым казакам носить не дозволялось, женщины следовали последним веяниям моды и, как правило, старались одеваться по-городскому.   
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили <повойник> - показаться <простоволосой> было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке - <колпаки>, <файшонки> (от немецкого слова <файн> - прекрасный), <наколки и токи>. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца - это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке - девушка на выданье, <хваленка>. Серебряное колечко на правой руке - просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке - значит, суженый на службе.

Золотое кольцо на правой руке - замужем, на левой - разведенная (развод - <талах> у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки - вдова. Второе кольцо - умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил - носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.

Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, <Сама> была свекровь - мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. <Сама> держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, <Самой>, был выше царского.

Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, <Сама> на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой <Сама> не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась <Самой>. И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.   
http://cossackweb.narod.ru/kazaki/r_zhkost00a.htm

3

Хочу сказать огромное спасибо, Дмитрию Валерьевичу и Сергею Георгиевичу за предоставленные материалы.Со временем выложу весь материал :)


Вы здесь » Вольные Казачки » Славные,вольные казачки » Костюмы казачек